|
Проект "Школьное питание" |
Сроки реализации проекта 2007/2010 год
Ориентировочная стоимость проекта:
- технологическое оборудование базовой столовой 1500000 руб.
- ремонт и реконструкция столовой 1000000 руб.
- замена системы энергоснабжения столовой 500000 руб.
|
Уважаемые родители!
Каждую пятницу школьная столовая открыта для вас. Цель: знакомство с разнообразием школьного меню, дегустация блюд. |
|
|
Наши дети ежедневно проводят в школе до 7-8 часов - самый настоящий рабочий день взрослого человека. Но только чуть больше половины российских школьников сегодня могут позволить себе полноценный горячий обед. Остальные перебиваются чипсами и газировкой или вообще ходят голодными. Давно прошли те времена, когда на большой перемене всех без исключения ребят ждал горячий завтрак или обед.
Причин этому множество. Отсутствие достаточных и единых для всех дотаций, практически полный износ материально-технической базы и невысокое качество блюд наряду с непривлекательностью для детей и подростков самих школьных столовых. По-прежнему остается крайне низкой экономическая эффективность самой системы школьного общепита, а, следовательно, налицо отсутствие интереса к ней бизнес-структур, способных "оживить" эту отрасль.
Причин немало, а результат один: здоровье подрастающего поколения катастрофически ухудшается. И одним из главных факторов этого негативного процесса является отсутствие нормальной системы питания в общеобразовательных учреждениях. По свидетельству специалистов, при поступлении в школу имеет различные заболевания каждый десятый ребенок, при выпуске все совершенно наоборот - лишь каждый десятый не имеет отклонений по здоровью. И наряду с нарушениями костно-мышечной системы значительное место занимают заболевания органов пищеварения, эндокринной системы, болезни, связанные с нарушением обмена веществ. Можно привести еще одну красноречивую цифру. По данным военно-врачебной комиссии Министерства обороны Российской Федерации 135 тысяч человек ежегодно освобождается от военной службы по состоянию здоровья в связи с недостаточным и неправильным питанием.
Чтобы принципиально изменить к лучшему сложившуюся ситуацию одной заменой оборудования не обойтись. Необходимо комплексное решение проблем в этой сфере, учитывающее и медицинские, и правовые, и социальные, и финансовые, и технологические аспекты. |
Задачи, решаемые при реализации проекта «Школьное питание»:
- тесное взаимодействие с учредителем, органами власти и выработка правовых и экономических механизмов, позволяющих эффективно реализовать программу реорганизации системы школьного питания;
- постоянный контакт с общественными организациями, родителями и средствами массовой информации для ведения пропаганды здорового питания в школе и других детских учреждениях;
- широкая разъяснительная работа среди детей и школьников, направленная на повышение у них популярности здорового питания;
- научный подход к формированию рационов детского и школьного питания;
- использование современных прогрессивных технологий организации системы школьного питания: хранения, переработки, приготовления и доставки продуктов и блюд школьного питания.
|
|
|
|
|
Этапы реализации проекта «Школьное питание»
1. Формирование нормативной базы для организации работы базовой столовой как структурного подразделения образовательного учреждения:
- внесение изменений в Устав образовательного учреждения, регламентирующий деятельность базовой столовой, как структурного подразделения образовательного учреждения;
- формирование штата работников столовой и составление сметы доходов и расходов;
- проведение санитарно-гигиенической экспертизы и получение разрешения в Роспотребнадзоре на организацию горячего питания;
- получение разрешения на организацию горячего питания в органах исполнительной власти.
2. Формирование нормативной базы для организации работы столовой-доготовочной структурного подразделения – специальной коррекционной школы:
- внесение изменений в Устав образовательного учреждения, регламентирующий деятельность столовой-доготовочной, как структурного подразделения образовательного учреждения;
- формирование штата работников столовой-доготовочной и составление сметы доходов и расходов;
- проведение санитарно-гигиенической экспертизы и получение разрешения в Роспотребнадзоре на организацию горячего питания в столовой-доготовочной;
- получение разрешения на организацию горячего питания в органах исполнительной власти.
3. Разработка схемы организации школьного питания группы образовательного учреждения по схеме «Базовая столовая» - «доготовочные столовые».
При данной системе питания столовая школы № 30 является базовой столовой с полным циклом приготовления блюд и изготовлением полуфабрикатов. Базовая столовая доставляет в школы полуфабрикаты высокой степени готовности и/или готовую продукцию. Столовая структурного подразделения – специальной коррекционной школы может работать как в автономном режиме полного цикла приготовления блюд, так и в режиме столовой – доготовочной, в которой осуществляется доведение до готовности пищи и её раздача. |
|
|
|
|
- использование прогрессивных способов приготовления и современных логистических схем доставки блюд для школьного питания;
- использование современного технологического оборудования;
- резкое сокращение численности обслуживающего персонала, снижение негативных проявлений "человеческого фактора";
- снижение энергопотребления и удельных издержек на единицу продукции;
- реальный контроль качества сырья и продукции на всех этапах технологического процесса;
- разнообразие ассортимента блюд и повышение их привлекательности.
4. Реконструкция, ремонт обеденного зала, пищеблока, подсобных помещений базовой столовой.
5. Реконструкция, ремонт обеденного зала, пищеблока, подсобных помещений столовых-доготовочных.
6. Приобретение и монтаж современного технологического оборудования для хранения, переработки сырья и приготовления пищи в базовую столовую и столовые-доготовочные (пароконвектоматы, комби-котлы, шкафы шокового охлаждения, термоконтейнеры и другое оборудование, позволяющее максимально снизить потери микронуриентов (витамины, минералы), органолептических показателей во время тепловой обработки продукта (запекание, припускание, варка на пару).
7. Организация питания учащихся школы №30 и учащихся структурного подразделения – специальных коррекционных классов. |
Научный подход к формированию рационов питания:
- постоянная оценка и контроль фактической пищевой ценности рациона питания и набора используемых продуктов,
- учет возрастных физиологических потребностей детей и подростков в пищевых веществах и энергии,
- использование в рационах питания пищевых продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами.
Использование новых и альтернативных форм обслуживания:
- смена имиджа школьной столовой, превращение ее в место, привлекательное для учащихся,
- обеспечение возможности выбора предлагаемых блюд и быстрота их выдачи,
- привлекательное для детей и подростков оформление блюд школьного меню.
Научно-исследовательский блок обеспечивает научный подход к формированию здорового рациона питания для школьников конкретного города/региона.
Предполагает:
- исследование здоровья школьников с учетом климатогеографических особенностей, экологической и социальной обстановки конкретного региона,
- анализ существующего рациона питания.
Результат:
- формирование пакета рекомендаций по изменению и обогащению школьного меню витаминами, микроэлементами, биологически активными веществами.
- составление лечебных и диетических программ.
Управленческий блок обеспечивает оптимальную организацию и экономику школьного питания.
Предполагает:
-
изучение и анализ существующих приёмов обеспечения школьного питания; согласование действующей модели с этапами перехода на новые формы организации производственных процессов.
Результат:
разработка оптимальных схем организации школьного питания; разработка требований к поставщикам сырья, организаторам питания.
Технологический блок обеспечивает переподготовку кадров, использование современных технологий в процессах производства, хранения и реализации продуктов школьного питания.
Предполагает:
-
аудит существующего на предприятиях, обеспечивающих питание школьников, технологического, холодильного и нейтрального оборудования.
Результат:
- разработка предложений по реконструкции и переоснащению базовой столовой и столовых-доготовочных , включая технологические паспорта на каждую столовую,
- расчет энергопотребления, стоимости сервисного обслуживания, количества персонала столовых,
- разработка предложений по интерьеру (дизайн-проект), как индивидуальных, так и единого стилистического решения.
Информационно-коммуникативный блок обеспечивает PR-поддержку, взаимодействие сторон и разъяснительную работу при реализации программы.
Предполагает:
-
привлечение к разработке программы муниципальных структур и служб,
-
согласование интересов групп влияния и приведение к единой системе взаимодействия,
-
разъяснительная работа, освещение в СМИ, привлечение экспертных и научных партнеров федерального и регионального уровня.
Результат:
-
осознание властями необходимости реализации программы,
-
поддержка и содействие властей в реализации проекта,
-
создание благоприятного общественного мнения. |
Результат разработки программы:
- примерный двухнедельный рацион питания для учащихся;
- общий анализ существующей системы школьного питания;
- аудит предприятий системы школьного питания: технологического оборудования, помещений, инженерных коммуникаций;
- новая система организации школьного питания:
- принципиальная схема организации школьного питания, включая логистику,
- технологический паспорт на каждое предприятие и столовую,
- перепланировка помещений,
- стоимость оснащения, энергопотребления, персонала, сервисного обслуживания,
- дизайн школьных столовых;
- рекомендации по этапам реализации программы.
Результаты внедрения системы:
- увеличение ассортимента выпускаемой продукции, повышение ее качества,
- возможность включать в рацион обогащенные продукты,
- единая система поставщиков,
- повышения входящего и исходящего производственного контроля,
- прозрачность системы,
- снижение потерь на этапах производства и реализации продукции,
- снижение себестоимости школьного питания за счет снижения издержек на электроэнергию, персонал и прочие расходы.
|
|
|
|
Результаты реализации программы с августа 2007 г. по февраль 2010 г.:
1. Сформирована нормативная база для организации работы базовой столовой как структурного подразделения образовательного учреждения:
- внесены изменения в Устав образовательного учреждения, регламентирующие деятельность базовой столовой, как структурного подразделения образовательного учреждения,
-
сформирован штат работников столовой,
-
проведена санитарно-гигиеническая экспертиза и получено разрешение в Роспотребнадзоре на организацию горячего питания,
-
получено разрешение на организацию горячего питания в органах исполнительной власти,
- школой не реже 1 раза в квартал самостоятельно проводится тендер на организацию поставки продуктов питания в базовую столовую и столовую структурного подразделения – специальную коррекционную школу,
-
разработан финансовый механизм взаимодействия с учредителем и финансовым управлением администрации города.
2.
Приобретено новое современное технологическое оборудование.
3.
Выполнен капитальный ремонт пищеблоков базовой столовой и столовой коррекционной школы.
4.
Выполнен капитальный ремонт обеденного зала коррекционной школы.
5.
Проведены презентации столовых для родителей учащихся базовой и коррекционной школ.
6.
Заключен договор в Центром оздоровительного питания «Здоровая нация» по организации поставки в школьную столовую витаминных напитков «Золотой шар».
7.
В штат столовой принят повар-кондитер и расширен ассортимент буфетной продукции.
8.
С января 2010 года организовано бесплатное двухразовое питание учащихся в режиме завтрак –обед на сумму 70 рублей в день.
9.
С января 2010 года размер дотации на одного учащегося увеличен до 20 рублей в день, дотация на питание в группе продлённого дня составляет также 20 рублей в день. Таким образом дотация на каждого ребёнка, помещающего группу продлённого дня составляет 40 руб. в день.
10.
В результате реализации программы «Школьное питание» процент охвата горячим питанием за 3 года увеличился практически в 3 раза и в настоящее время составляет 93%. От общего количества учащихся базовой школы. Охват горячим питанием учащихся специальной коррекционной школы составляет 100% на протяжении всего периода реализации проекта. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|